Календарь памятных дат «Подвиг народа бессмертен» Освобождение Освенцима

Сегодня мы хотим посвятить пост освобождению войсками 1-го Украинского фронта 27 января 1945 года крупнейшего фашистского лагеря массового уничтожения – Освенцима (немецкое название — Аушвиц), находящегося на территории Польши. Перед глазами освободителей в тот день предстала страшная картина брошенной «фабрики смерти».

Несколько участков, застроенные одноэтажными деревянными бараками, вокруг апельплаца — главной площади лагеря. Все постройки окружены двумя рядами колючей проволоки и сторожевыми башнями. Здесь же располагаются «красный» и «белый» дома — здания, наводившие ужас. Туда первое время загоняли людей, как скот, запирали двери, а сверху, через трубы, пускали газ. В 1943 году, когда немцы поняли, что не успевают избавляться от такого количества трупов, неподалёку от бараков были отстроены 4 газовые камеры и 4 крематория. Для удобства подвоза трупов сквозь проход главной сторожевой башни были проложены железнодорожные рельсы прямо к крематорию.

Многие поляки, русские, цыгане, французы, венгры и, конечно, евреи, всех возрастов — мужчины, женщины, дети — тогда ехали со всей оккупированной Европы в этот пункт назначения без обратного билета. Многие ехали добровольно, с тюками, набитыми вещами, ведь их уверяли, что это простое переселение. По прибытии «переселенцам» тут же приказывали бросить всё имущество и выстроиться в шеренги. Начиналась «селекция». Детей, слабых женщин, стариков тут же увозили на грузовиках. В течение ближайшего часа их уничтожали как ненужный материал.

Тем, кого не убивали сразу, на руке выбивали порядковый номер, а затем отправляли в бараки. «Уродцев», близнецов и лилипутов ждал в своём кабинете «ангел смерти» доктор Менгеле. Он проводил в концлагере эксперименты, которые, по его словам, были направлены на увеличение рождаемости и уменьшение числа генетических отклонений у арийской расы.

Всех отобранных для жизни брили наголо и переодевали в полосатые робы. Женские волосы после передавали на производство — ими набивали матрасы для моряков.

Заключённых день за днём кормили баландой из гнилых овощей. Узники говорили вновь прибывшим: «Кто продержится на гнилье и почти без сна три месяца, тот сможет прожить здесь и год, и два, и три». Но таких «счастливчиков» были единицы...

В конце 1944 года, когда советские войска были недалеко от Освенцима, лагерное начальство объявило эвакуацию заключённых на территорию Германии. Эту эвакуацию сами заключённые прозвали «маршем смерти» — тех, кто не мог идти, отставал, падал, фашисты расстреливали и забивали. Колонна оставляла за собой сотни трупов. Всего немцам удалось вывезти около 60 тысяч заключённых.

24 января советская армия была уже на подходе. Тогда немцы начали уничтожать лагерь. Они разрушали крематории, поджигали склады с отобранными у узников вещами, минировали подходы к Освенциму.

27 января 1945 года советские солдаты смогли взломать ворота лагеря. Заключённые в огромных, не по размеру, тюремных робах, женщины — в халатах, бежали в разные стороны: кто-то навстречу солдатам, кто-то, напротив, в испуге от них. Немцы оставили в Освенциме около 7,5 тысяч человек — самых слабых, не способных преодолеть длинную дорогу. Их планировалось уничтожить в ближайшие дни...

Тогда, по самым скромным подсчётам, количество погибших в Освенциме насчитывало в пределах 2 миллионов человек. В 2010 году ФСБ рассекретило некоторые документы того времени, по которым погибших было уже 4 миллиона. Но точное количество замученных и умерших страшной смертью никто никогда не узнает — тех, кого по прибытии сразу отправляли в газовые камеры, немцы не считали. «Я никогда не знал общего числа уничтоженных и не располагал никакими возможностями установить эту цифру», — признался на Нюрнбергском процессе Рудольф Хёсс, комендант Освенцима.