Образовательный центр по подготовке и повышению квалификации преподавателей основ православной культуры

В рамках направления подготовки учителей предмета «Основы православной культуры» школ города и района было проведено 6 лекториев по темам:

  1. «Духовное образование в светской школе: проблемы и пути решения»
  2. Что такое православие
  3. Православная педагогика. Обзор современной литературы по ОПК
  4. Устройство православного храма.
  5. Православный календарь
  6. Православный катехизис (по книге Филарета Дроздова)

В лекториях принимают участие около 30 преподавателей общеобразовательных школ.

Лекторий по теме «духовное образование в светской школе: проблемы и пути решения» стал началом сотрудничества образовательного центра при храме-аудитории святой праведной Иулиании Лазаревской Муромского Института ВЛГУ с преподавателями школ города Мурома и муромского района по вопросу применения православной педагогики в учебном курсе «Основы православной культуры».

По итогам лекториев были получены положительные отзывы с просьбой продолжить курс лекций и сделать такой лекторий непрерывным. Организовать консультативный центр при храме-аудитория, где преподаватели могли задавать вопросы, обмениваться опытом, получать печатные и аудио-, и видеоновинки.

В ходе лекториев выявлены проблемы, с которыми сталкиваются учителя ОПК.

  1. Большой выбор книг разных авторов и отсутствие методических рекомендаций о том, какую литературу применять педагогу в школе предпочтительнее применительно к разному контингенту учащихся
  2. Отсутствие начального богословского образования у преподавателей. Отсутствие профессиональных педагогов по ОПК.
  3. Отсутствие методического кабинета по ОПК в рамках районного и городского отдела образования администрации округа.
  4. Отсутствие возможности у преподавателей выезжать на учебу, семинары, курсы по ОПК в иные города.
  5. Разное отношение родителей и школьников (от положительного к отрицательному) к предмету ОПК и первоначальные знания в области православия.

С учетом полученного в процессе общения опыта и информация принято решение закупить для преподавателей школ оптимальные для работы издания в рамках имеющейся в смете суммы, а также в качестве дополнительной литературы использовать Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Информация для преподавателей раздавалась в электронном виде на лазерных дисках.

Организована и проведена научно-практическая конференция «Современные формы и методы духовно-просветительского и патриотического воспитания молодежи».

С приветственными словами выступили:

  • профессор Н.В Чайковская, директор Муромского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
  • наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря игумен Кронид (Козлов)
  • настоятель храма-аудитории Святой праведной Иулиании Лазаревской при МИ (филиале) ВлГУ протоиерей Николай Малакаев.

С докладами выступили

  1. Снегирев Иван Константинович, руководитель отдела по социальной работе и работе с молодёжью в Муромском благочинии, «Направления работы Благочиния по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию»
  2. Ерохин Станислав, студент группы ЭВС-106 факультета радиоэлектроники и компьютерных систем МИ (филиала) ВлГУ, «Духовно-нравственное воспитание студентов в системе вуза»
  3. Рябоконь Тимофей, студент группы Ср-108 факультета права и социальных технологий МИ (филиала) ВлГУ, «Духовно-нравственное воспитание в условиях православной гимназии»
  4. Рабинович Ольга Тихоновна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы факультета права и социальных технологий МИ (филиала) ВлГУ, «Воспитание сердца в святоотеческом наследии»
  5. Назарова Инна, студентка группы Ср-107 факультета права и социальных технологий МИ (филиала) ВлГУ, «Психологическая миссия священнослужителей в оздоровлении личности»
  6. Солдатова Мария, студентка группы Ср-107, факультета права и социальных технологий МИ (филиала) ВлГУ, «Знание истоков православия как основа развития стрессоустойчивости индивида»
  7. Ставцев Александр Евгеньевич, преподаватель (прихожанин храма-аудитории святой праведной Иулиании Лазаревской) «Творческое слово и его значение в духовно-нравственном воспитании молодёжи»
  8. Кузнецов Игорь Владимирович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин МИ (филиала) ВлГУ, «Проблема патриотизма в философии Владимира Соловьева»
  9. Зеленова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры социологии
    и социальной работы МИ (филиала) ВлГУ, «Роль паломничества в духовном развитии личности»
  10. Афенова Елена, студентка группы Ср-107 факультета права и социальных технологий МИ (филиала) ВлГУ, «Благотворительность как способ духовного самовыражения личности»
  11. Курилов Игорь Александрович, профессор кафедры радиотехники, кандидат технических наук, МИ (филиала) ВлГУ «Символизм славянской письменности и духовно-нравственное развитие человека».

По итогам конференции, на которой обсуждались формы и методы духовно-просветительского и патриотического воспитания молодежи, принято решение сделать конференцию ежегодной и издать сборник материалов конференции для его последующего распространения.

Два исполнителя проекта в июне приняли участие в курсах повышения квалификации при Московской духовной академии по направлению теология. В рамках этих курсов они получили знания по 10 предметам в объеме 108 часов, что дает право участвовать им в проведении лекториев по ОПК.

Обучение данных сотрудников планируется продолжить в рамках расширенного курса 3,5 года. Запланировано обучение еще 3 сотрудников для обучения на вышеуказанных курсах при МДА.

Работу по реализации гранта освещают местные СМИ, университетская газета и сайт МИ ВлГУ. Для Храма-аудитории создана своя сайтовая страница, которая будет поддерживаться после окончания гранта силами студентов и сотрудников МИ ВлГУ.

Реализация мероприятий в рамках гранта дала свои положительные результаты:

  • Приобщение молодых людей, входящих в Семейный клуб, к церковной жизни, участию в Богослужении;
  • научение жительству в семье: объяснение смысла ее создания, обучение навыкам общения между мужчиной и женщиной в семье, выхода из конфликтных ситуаций, в том числе, через общение со священником на «круглых столах», лекториях, конференциях, в личных беседах, на исповеди;
  • подготовка будущих родителей к воспитанию своих будущих детей как полноценной личности: физически, психически, духовно;
  • снятие социального напряжения и агрессии у молодежи через работу, священника, миссионерскую деятельность членов клуба и работу волонтерских отрядов;
  • подготовка педагогических кадров (как предпосылка успешного разворачивания перечисленных выше задач) – охват около 30 человек (планировалось 10).

Предполагается развивать деятельность в этом направлении после окончания периода гранта за счет инициативы студентов, вовлеченных в деятельность Центра, преподавателей, поддержки (организационной и финансовой) руководства МИ ВлГУ, Владимирской Епархии в лице настоятеля Спасо-Преображенского монастыря и пожертвований физических и юридических лиц. Расширение достижений данного проекта предполагается путем применения полученных результатов при формировании Православного университета о. Муром. Православный университетский образовательный центр продолжит свое существование усилиями студенческой молодежи, их родителей, преподавателей и сотрудников МИ ВлГУ и при поддержке Владимирской Епархии.